Сентябрь
I-II недели
Тема «Яблоко»
Направление исследования: Живая природа. Ботаника
Цель: найти сведения об истории происхождения яблока; познакомить со строением, сортами яблок; изучить целебные свойства яблок, влияние на организм человека содержания в них витаминов; расширять кругозор дошкольников; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Экспериментальная деятельность
Опыт 1. Почему яблоко не тонет?
Опускаем яблоко в таз с водой. Оно не тонет. Почему?
Кожура яблока плотная, содержит много частичек воздуха, которые помогают яблоку оставаться на поверхности воды.
Опыт 2. В мякоти яблока есть железо.
Разрезать яблоко. Через некоторое время обратить внимание на то, что белая мякоть потемнела (окислилась)
Вывод: в мякоти яблока содержит железо.
Опыт 3. Наличие в семечках яблока йода.
Реактивом на йод является крахмал. Если приливать крахмальный клейстер к истолченным семечкам яблок, то раствор окраситься в синий цвет.
Вывод: в семечках яблок есть йод.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Фрукты-овощи» (лото)
Цель: - развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Чтение художественной литературы
Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко»;
Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»;
Художественное творчество:
Рисование «Живое яблочко»;
Лепка «Яблоки»
III-IV недели
Тема «Наши руки»
Направления исследования: Человек. Физиология
Цель: дать понятие о важности человеческой руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание); рука как орган познание, осязание, ощупывает, совершает действия; опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости пук человека.
Экспериментальная деятельность.
Эксперимент 1. Что можно почувствовать кожей рук? (определить холодную и теплую воду)
Эксперимент 2. Можно ли прожить нам без рук?
Предложить детям умыть лицо, рассчитать волосы, переодеть шорты, съесть яблоко помощи рук. Сделать вывод насколько это удобно и возможно.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Что умеют наши руки?»
Дети делятся на две команды. По очереди с помощью пантомимы они показывают действия, которые могут делать руки (писать, вязать, шить, чистить картошку). За правильный ответ команда получает фишку.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определить предметы на ощупь).
Дидактическая игра «Кто быстрее сосчитает пуговицы»
Подвижная игра «Повтори по схеме»
Воспитатель демонстрирует карточки-схемы с разными положениями рук, дети должны повторять их. Движения выполняются под музыку.
Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»
Две сестрички, две руки (встряхивают кистями рук)
Рубят, строят, роют (изображают движения)
И друг дружку моют
Месят тесто в две руки (правая-левая)
Воду моря и реки – загребают плавая.
Наблюдения.
Сравнить руки детей и взрослых, внешний вид ,строение рук. Определить, что детские руки меньше по размеру, более пухлые и нежные ладонь, пальцы, а все пальцы имеют разный размер и свое название.
Чтение художественной литературы
Загадки о руках
К.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит» рассказы Е.Пермяк «Для чего нужны руки», «Как Маша стала большой»
Художественное творчество
Рисование, лепка, аппликация
«Наши руки умеют все»
Октябрь.
I-II недели
Тема «Почва»
Направления исследования: Неживая природа. Объект.
Цель: на основе опытов, исследований познакомить детей с понятием «почва», ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли; учить различать формировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом.
Экспериментальная деятельность.
Опыт 1. В почве есть воздух.
Опустить в банку водой образец почвы и предложить понаблюдать, появится ли в воде пузырьки воздуха.
Опыт 2. Состав почвы
Различать кусочек почвы в стакане с водой. Через время увидели , что дне осел песок, сверху вода помутнела от глины, а на поверхности мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Опыт 3. Как происходит загрязнение воды?
2 емкости: в одной чистая вода, в другой грязная вода после стирки. Полить одну почву чистой водой, другую грязной. В одной банке почве влажная, но чистая: она может напоить дерево, травинку. А во второй банке – почва не только влажная, но и грязная: появились мыльные пузыри, потеки. Сравнить образцы почвы.
Игровая деятельность
Игра «Деревья и червячки» Дети делятся на две команды. В каждой команде свое дерево и свой «червяк». В одном конце помещения на полу два обруча на расстоянии в одну линию. Это «норки» червяков. Червяк же от каждой команды становится в круг. Здесь же в кругу на полу стаканчики с землей. В противоположном конце помещения еще два обруча для детей «деревьев». Эти дети встают в круг, в руках листья. На головах у детей маски. На головах у детей маски. Остальные дети становятся друг за другом. По команде «Осень!» дети «деревья» дают лист своему участнику, тот бежит к «червяку» и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. И так пока последний участник не перенесет землю своему дереву.
Художественное творчество
Рисование «Подземные жители»
Лепка, аппликация «Богатый урожай Земли»
Чтение художественной литературы
Пословицы о Земле:
· Без хозяина земля – круглая сирота;
· В землю не положишь – с земли не возьмешь;
· Земля - кормилица;
· Где нет земли – там нет травы.
Сказки:
· «Как медведь пень потерял»;
· «Лежач - камень»;
· «Волшебная кладовая».
III-IV недели
Тема: «Слон»
Направление исследования: Живая природа. Зоология.
Цель: с помощью исследования расширить знания детей о слоне; учить понимать зависимость между внешним видом животного, его поведением и средой обитания, особенностями питания; закрепить правила поведения при наблюдении за животными в зоопарке; активизировать любознательность детей; воспитывать коммуникативные навыки, любовь к животным.
Экспериментальная деятельность
Эксперимент 1. Зачем слону большие уши?
Воспитатель машет на детей маленьким листом картона ,а потом большим. Дети сравнивают.
Эксперимент 2. Кожа слона.
Смять лист бумаги, потом немного разгладить. Объяснить, что смятый, а затем немного разглаженный лист похож на кожу слона.
Коммуникативный вид деятельности.
Беседа «Слоны бывают разные» (африканские, азиатские);
Рассматривание иллюстраций о слонах;
Речевая игра «Опиши животное».
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Зоопарк» (с помощью пантомимы дети показывают животное);
Дидактическая игра «Угадай по контуру животное»;
Дидактическая игра «Животные жарких стран»;
Чтение художественной литературы :
Сказка Р.Киплинга «Слоненок»;
Рассказ А.Куприна «Слон».
Художественное творчество:
Аппликация «Как слоны воду искали»;
Нетрадиционное рисование ладонью «Слон»;
Ручной труд «Слон» (оригами).
Ноябрь
I-II недели
Тема: «Наши помощники. Орган слуха – ухо, орган дыхания – нос».
Направление исследования: Человек. Физиология.
Цель: на основе исследований закрепить знания об органе слуха – ухе (улавливает различные звуки, слова и т.д.); учить при помощи различать силу, высоту и тембр звуков; познакомить с особенностями работы органа обоняния – носа, органа ; позволяющего определять запахи. Закрепить знания о правилах ухода за ушами носа; способствовать формированию эмоционального положительному отношению к процессу экспериментирования.
Экспериментальная деятельность
Эксперимент 1 «Тихо – громко»
(определить на слух силу звука)
Эксперимент 2
Есть приспособление для усиления звука. Нужно свернуть лист бумаги воронкой и подставить к уху. Слышимость стала намного лучше.
Эксперимент 3 «Ощути запахи»
(определить на запах ваниль, лимон, чеснок и какао).
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Позови меня»
(воспитатель тихо зовет по имени кого-то из детей),
Дидактическая игра «Угадай по звуку»
(дети угадывают по звуку металлофон, колокольчик, дудку, погремушку),
Дидактическая игра «Назови по запаху свою фантазию»
(дети нюхают различные запахи духов, рассказывают, что они представляют, фантазируют; можно задать вопрос: где бы вы сейчас хотели оказаться?),
Дыхательная гимнастика
Вышла кошка на охоту –
Воробьев поймать охота.
Носом чует запах дичи –
Вправо смотрят – нет добычи.
Влево смотрят – видит их
И хватает в тот же миг.
Подражая этой кошке - кулачки сожмем ладошки,
Влево – вправо приседаем –
Запах воробья вдыхаем!
Чтение художественной литературы
И. Глебова «О тебе», М. Познажская «Ромашка», О.Коваленко «Лук и хрен».
Художественное творчество
Рисование «Слова – цветные пятна»
(воспитатель произносит слова и предлагает детям изобразить их в виде цветных пятен).
Рисование предметов имеющих сильный запах.
Наблюдения за формой и строение ушей людей и животных. Сравнить по размеру уши детей и взрослых. Объяснить, что внешняя часть уха называется ушной раковиной. Рассмотреть морскую ракушку, которая по форме напоминает ушную раковину.
III-IV недели
Тема: «Погода»
Направление исследования: Неживая природа. Явления
Цель: на основе наблюдений экспериментов, опытов закрепить представление детей о погодных изменениях; учить детей определять погоду, называть ее; уметь излагать свои мысли, выводы на основе наблюдений из личного опыта, правильно строить доклад; познакомить с различными предметами, помогающими определять погоду (барометр, термометр); воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Экспериментальная деятельность
Опыт 1. Ветер
В таз с водой пустить кораблики. Дети сильно дуют на них.
Вывод: сильный ветер это очень сильное движение воздуха. Оно опасно.
Опыт 2.
С помощью вертушек определить силу ветра. Установить связь между силой ветра и формой местонахождения сугробов. Измерять условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
Опыт 3. Иней.
Вынести на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Это иней.
Опыт 4.
Как работает термометр?
Зажать пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налить в чашку воды и положить лед. Помешать. Положить термометр. Понаблюдать как ведет себя столбик на термометре в первом и втором случае.
Опыт 5. Роса.
Горлышко стеклянной банке подносят к носику кипящего чайника. После этого банку ставят на стол вверх дном. Через некоторое время воздух в ней охладится и выпадает обильная роса.
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Четыре стихии»
(по сигналу «Земля» - дети поднимают руки вверх; по сигналу «вода» - руки вниз, по сигналу, «воздух» - руки в стороны; по сигналу «огонь» - вращение рук.
Подвижная игра «Солнце, ветер, дождь»
Дети идут по кругу друг за другом. На сигнал «солнце» - идут, руки подняв вверх; на сигнал «ветер» - бегут друг за другом; на сигнал «дождь» - останавливаются и делают руками домик над головой.
Дидактическая игра «Времена года»
Чтение художественной литературы:
Стихотворение И.Никитина «Непогода», О.Кригера «На прогулку», Г..Лагздынь «Облака».
Художественное творчество
Рисование: «Нарисуй погоду, какая тебе нравится»,
Аппликация: «Снегопад» (обрывная).
Декабрь
I-II недели
Тема: «Синица»
Направление исследования: Живая природа. Зоология
Цель: собирать интересные сведения о зимующей птице – синице; расширить и обогащать знания о ее способностях; отметить роль человека в жизни зимующих птиц; развивать интерес к наблюдениям за птицами; воспитывать любовь к природе, желание помогать птицам зимой.
Экспериментальная деятельность
Опыт 1. Из чего птицы строят гнезда?
Рассмотреть гнездо птицы. Выяснить что надо птице для постройки гнезда (нитки, вата, кусочки меха, веточки, палочки).
Опыт 2. Перо птицы
Рассмотреть перо птицы. Потрогать. Отметить (плотное, жесткое, большое). Сравнить по весу с камнем. Сравниваем два пера: маховое и пуховое.
Опыт 3. Перья птиц отталкивают воду.
На перышко капнуть маслом ,опустить в воду. Перо не потонуло, и даже не намокло, т.к оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»,
Малоподвижная игра «»Воробей, ворона, голубь» (развитие слухового внимания).
Водящий в центре закрывает глаза. Дети идут по кругу.
Мы - зимующие птички,
Городские невелички.
Мы зимуем в городе
На снегу и в холоде.
«Гули - гули, чик-чирик -
Слышен птиц веселых крик. -
Нас по голосу узнай,
Где сидим мы, угадай!»
Дети останавливаются. Игрок на которого указал педагог произносит звук, какой - нибудь птицы. Водящий называет птицу.
Игра «Угадай птицу»
(загадывания загадок о птицах)
Наблюдение и сравнение птиц на кормушке.
Чтение художественной литературы
В.Чаплина «Крылатый будильник»,
В.Бианки «Лесные были и небылицы»,
Э.Шим «Живые цветы»,
Д.Кайгородов «Синицы».
Продуктивная деятельность
Аппликация «Синицы на ветках»,
Рисование «Птица у моего окна»
III-IV недели
Тема: «Ель»
Направление исследования: Живая природа. Ботаника
Цель: на основе наблюдений формировать знания о характерных особенностях ели, понимании того, что ель очень полезное дерево, которое нуждается в защите; дать представление о значении ели в жизни обитателей леса; развивать умение использовать знания при составлении доклада; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Наблюдение за елью
Отметить особенности строения на верхушке ветви короткие, а внизу длинные.
Рассмотреть кору ели, шишки.
Игровой вид деятельности.
Игра «Цепочка» (передавая друг другу елочку)
- Я знаю, что у ели листья называются… (хвоя)
- Я знаю, что у ели вверху (короткие ветви, а внизу длинные)
- Я знаю, что еловыми шишками питаются… (белка, клест)
Инсценировка «Ель»
Ель: «Узнать меня может всякий. В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки».
Береза: «Ты забыла сказать, что колючие зеленые иголки на тебе круглый год».
Ель: «Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:
-Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год».
Клёст – еловик:
«Но мало кто тебя узнает по голосу».
Сорока:
«Как по голосу?»
Клёст-еловик:
«У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели».
Ель:
«Клёст правду говорит… Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева, потому что ни одно другое дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель».
Сорока:
«Интересное дерево. Казалось бы самая обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно много загадок хранит она в себе».
Игра «Найди веточку»
(на тарелочку с треугольником положить еловые веточки; на тарелочку с квадратиком - сосновые).
Чтение художественной литературы
Г.Галина «Елка»,
Рассказ В.Зотова «Ель».
Продуктивная деятельность
Рисование «Зимняя красавица»,
Аппликация «Ели большие и маленькие»,
Ручной труд «Елочка» (оригами).
Январь
I-II недели
Тема: Лимон
Направление исследования: живая природа. Ботаника.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности. Учить рассуждать, делать выводы. Формировать навыки самоконтроля.
Экспериментальная деятельность:
Опыт № 1 Свойства лимона.
Разрезаем яблоко пополам, а теперь одну половинку смачиваем лимонным соком, а вторую оставляем так и чуть-чуть подождем. Кислород (воздух) окисляет яблоко, поэтому, оно потемнело. А другую половинку защищает лимонный сок и оно осталось белым. Это защитное свойство лимона.
Опыт №2
Емкость с водой и 2 лимона (один очищенный, второй обычный). Очищенный лимон положим в емкость с водой. Лимон утонул. Теперь положим неочищенный лимон – он не тонет. Секрет в кожуре. В ней есть множество пузырьков воздуха. Именно он держит лимон на воде.
Опыт №3 Волшебная вода.
Берем стакан воды, с лимонным соком, добавляем чуть-чуть чудо порошок – пищевую соду. Идут пузырьки как при кипении, а на самом деле вода остается холодной (потрогать стакан. На что похожа кипящая вода (газировку, минералку)).
Опыт №4 выводит ржавчину (долгосрочный опыт)
Ржавчина – это когда железо соприкасаясь с водой и воздухом ржавеет и портится. Натрем лоскуток с ржавчиной кусочком лимона. Через некоторое время пятно исчезло, потому что в лимоне много лимонной кислоты.
Вывод: под воздействием лимонного сока или кислоты исчезает ржавчина.
Игровая деятельность: Д/и «овощи – фрукты »(лото)
Продуктивная деятельность:
Рисование «Ваза с цитрусовыми » (натюрморт)
Аппликация «Лимон» (обрывание)
III-IV недели
Тема: «Соль»
Направление исследования: неживая природа. Объект.
Цель: через исследовательскую деятельность выяснить с детьми что такое соль, какая бывает, откуда берется. Исследовать свойства соли опытным путем. Стимулировать познавательный интерес. Развивать познавательные потребности, любознательность, воображение. Воспитывать у детей правильно осознанное отношение к природе.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. В соленной воде предметы не тонут.
2 стакана: в одном – соленая вода, в другом – пресная. Берем яйцо, ложем в пресную воду. Оно тонет. А если положить в соленную воду, яйцо (предметы) всплывет.
Вывод: в соленной воде яйцо (предметы) не тонут.
Опыт №2 Кристаллизация соли.
Берем нитку, привязываем к ней скрепку, затем эту нитку привязываем к карандашу. Наливаем в стакан теплую воду, насыпаем 5 чайных ложек соли и хорошенько размешиваем, ставим карандаш в стакан. Мы сделали насыщенный раствор соли. Что произошло с кристаллами соли в воде? (кристаллы соли растворились, вода испарилась) соль стала кристаллизованной и покрыла нитку и карандаш кристаллами соли.
Опыт №3. Цветная соль.
Натереть цветной мелок через терку, насыпать тертый мел в стакан с солью и смешать. Получилась цветная соль.
Игровая деятельность: Д/и «Кому нужна соль?»; «Какая бывает соль?»
Коммуникативный вид деятельности: Беседа «Морская соль»; «Что мы знаем о соли и ее свойствах»
Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Соль»
Наблюдение: «Как мама использует соль?»
Продуктивная деятельность: Рисование солью и клеем ПВА «Морозные узоры»; «Зимний пейзаж»
Декорирование бутылочки цветной солью.
Февраль
I-II неделя
Тема: «Пингвины»
Направление исследования: Живая природа. Зоология.
Цель: найти информацию о животном мире Антарктиды. А именно пингвинах – хозяевах материка, их внешнем виде, образе жизни повадках. Формировать умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности. Развивать способность к анализу, обобщению.
Экспериментальная деятельность:
Опыт№1. Почему пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды.
Взять перья смазанные жиром и сосуд с водой. Перья опустить в сосуд с водой, вынуть, посмотреть, что происходит с капельками воды? Капельки воды стекают с пера и оно остается сухим.
Вывод: Пингвины не мерзнут на морозе и выходят сухими из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Игровая деятельность: Д/и «Кто где живет?»; «Зоологическое лото»
Чтение художественной литературы: Н.А. Рыжова «Пингвины»; Г.Снегирев «Пингвиний пляж»; «Отважный пингвиненок»; «К морю»
Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло»
Продуктивная деятельность: Аппликация, лепка на тему: «Пингвины»
III – IV недели
Тема: «Сосна»
Направление исследования: живая природа. Ботаника
Цель: Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к сосне, как живому существу. Развивать представление о взаимосвязи сосны с окружающей средой и другими живыми организмами, о значении сосны в жизни обитателей леса. Познакомить с лечебными свойствами этого дерева и ее смолы- живицы. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, получать новые знания.
Исследовательская деятельность:
рассматривание образцов янтаря разного цвета, форме (дети называют цвет, форму, свойства)
сравнение обработанных и необработанных камней.
А) обработать кусочек янтаря стальным надфилем и шлифовальной шкуркой ( янтарь- мягкий камень)
Б) натереть кусочек обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу – бумага пристанет к янтарю (янтарь электрический камень)
В) поджечь опилки – горят (янтарь горючий камень)
эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое интересное и удивительное это то, что эти камни рождены деревом. Янтарь называется солнечным камнем. Мастера изготавливают из янтаря украшения и целые предметы для комнат.
Игровая деятельность: Д/и «Дерево – это…»; «Кто с кем дружит?»
Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Сосновый бор»; В. Рождественский «Вот сосны…»; И. Бунин «Чем жарче день, тем сладостней в бору…»
Рассматривание репродукции: И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Продуктивная деятельность: Рисование «Сосны до неба хотят дорасти»; «Сосна в зимнем уборе».
Ручной труд: поделки из сосновых и еловых шишек.
Март
I-II недели
Тема: «Тюльпан»
Направление исследования: живая природа. Ботаника
Цель: на основе собранной информации знакомить детей с садовым растением – тюльпаном, его строением, особенностями условиями выращивания. Поддерживать интерес к растению, желание наблюдать за ним. Развивать воображение. Воспитывать любовь к природе.
Экспериментальная деятельность:
Долгосрочный эксперимент:
Опыт №1 высадка луковиц тюльпанов.
Дети высаживают в стаканчики с землей луковицы тюльпанов. В течении нескольких недель ухаживают за ними, наблюдают. Во время наблюдений делают выводы: растению нужен свет, вода, воздух. Дети закрепляют строение тюльпана.
Опыт №2 Зависимость растения от почвы.
Где растения лучше растут в воде или почве? Поместить черенки растения в разные емкости – в воду и почву. Наблюдать за ними до появления первого нового листочка.
Вывод: У растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растения слабее.
Игровая деятельность: Д/и «Собери клумбу из тюльпанов» (Дети выкладывают на фланелеграф последовательно части тюльпана ) ;
Д/и «Четвертый лишний» (назвать лишний цветок среди названных);
Д/и «Найди по описанию»; «Собери цветок».
Коммуникативная деятельность: Беседы: «Какие цветы растут на даче?»; «Если бы я был садовым цветком».
Чтение художественной литературы: сказка «Как поссорились растения »; С. Караулис «Фея с волшебной поляны»; Е. Тургенев «Цветы»
Ручной труд: «Тюльпан» (оригами)
III-IV недели
Тема: «Сердце»
Направление исследования: Человек. Физиология.
Цель: помочь детям в поисках информации о внутреннем органе человека – сердце. Закрепить знания о функции, строения этого органа. С помощью наблюдений, экспериментов подвести детей к пониманию значимости сердца для всего человеческого организма. Развивать интерес к познанию своего тела. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Исследовательская деятельность:
Сожмите кулачек и посмотрите на него. Такой размер имеет ваше сердце. Вы растете и сердце растет вместе с вами.
Приложите руку немного левее центра грудины. Что вы чувствуете? Как оно стучит?
Покажите как оно работает? ( сложите кулачек и расслабьте, сожмите и расслабьте) Сердце стучит ровно и спокойно.
А сейчас узнаем, что будет с сердцем когда мы бегаем? (физкультминутка). А теперь как оно стучит? Покажите как работает сердце после физкультуры? Если человек занимается физкультурой, то сердце работает быстро.
Опыт со спринцовкой. К спринцовке с раствором марганцовки, прикреплена трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.
Вывод: Сердце надо беречь. Его надо тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь сердце работает, стучит и качает кровь.
Игровая деятельность: П/и: «Охотники и звери»; Сюжетно – ролевая игра: «Семья»; «Поликлиника»
Чтение художественной литературы: О. Пархоменко « Чтобы стать силачем»
Апрель
I-II недели
Тема: «Цветовой спектр»
Направление исследования: неживая природа. Объект
Цель: на основе исследований, наблюдений закрепить знания детей об основных и производных цветах и оттенках, о цветовом спектре и цветообразовании. Побуждать к экспериментированию с цветом. Поощрять творческие находки стремление к самостоятельному решению. Воспитывать желание добиваться наилучшего результата.
Экспериментальная деятельность:
Эксперимент №1. Дети работают в парах. Один ребенок брызгает на лист желтую краску, другой – красную. Лист складывают по линии сгиба. Разгладить, открыть. Появился оранжевый цвет дети записывают результаты в карточках (Ж+К=О).
Эксперимент №2. Таинственные картинки. Детям предлагают посмотреть вокруг себя и назвать какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха, все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг себя глазами, черепахи. Как это можно сделать? Детям раздают зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы через разноцветные стекла. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложенных стекол – одно на другое.
Игровая деятельность: Д/и «Гномики и домики» Дети должны заселить гномиков в домики, основываясь на знании правил о цветообразовании. Например: в фиолетовом домике будет жить гном красного и синего цвета; в сером – черного и белого.
Д/и «Назови цвета радуги» (дети по цепочке называют все цвета цветового спектра, соблюдая их последовательность).
Упражнение « Назови оттенок или придумай свой»
Чтение художественной литературы: сказки В. Кротов «Зеленушка»; Г. Юдин «Рыжий город» ; Д. Родари «голубой светофор».
Продуктивная деятельность: Рисование «Радуга»; «Волшебные фазаны» (нетрадиционное рисование ладонью)
III-IV недели
Тема: «Картина»
Направление исследования: Человек. Рукотворный мир.
Цель: подвести детей к пониманию красоты (картины художников) как эстетической категории и ее конкретных проявлений в окружающем. Учить внимательно рассматривать картины, выделять красоту, описывать словами то что понравилось, обрадовало. Объяснить, что в своих произведениях художники передают свое понимание красоты и дарит ее всем. Вызвать интерес к предметам которые помогают рисовать, правильно их называть.
Коммуникативный вид деятельности:
Беседы по картинам:
· И. К. Айвазовский «Морские пейзажи»
· И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
· В.М. Васнецов «Аленушка»
· К.П. Брюлов «Всадница»
· А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
· В.А. Тропинин «Кружевица» «А.С. Пушкин»
Игровая деятельность.
Игра «Собери картину» (3 команды, каждой дается разрезанная картина на много частей, нужно собрать ее, и по возможности дать название)
Игра «Аукцион» купить понравившийся портрет ребенок может только при условии если он опишет его достаточно образно. Если на один и тот же лот 2 претендента, то правом обладать портретом отдается тому, кто придумает самые красивые слова о женской красоте.
Д/и «Разложи картины по жанрам» (пейзаж, натюрморт, портрет)
Д/и «Назови правильно» (назвать предметы труда художника)
Продуктивная деятельность: Рисование пейзаж, натюрмортов, портретов.
Май
I-II недели
Тема: «Солнце»
Направление исследования природа. Явление.
Цель: Собрать информацию о солнце. На основе наблюдений, исследований познакомить детей с солнечными лучами, роль солнца в нашей жизни (солнце – источник света и тепла). Помочь увидеть характерные особенности солнца в весеннее время. Закрепить представление о солнце через различные виды детской деятельности.
Коммуникативный вид деятельности:
Беседа о знании солнца в жизни природы человека, «значение солнца в нашей жизни»
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Дети одевают солнечные очки и смотрят на солнце. Чем отличается весеннее солнце от зимнего?
Опыт №2. Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Какие предметы нагреваются быстрее: темные или светлые? С помощью чего можно долго смотреть на солнце? (темное стекло)
Опыт №3. «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха».
Взять линейку и поместить один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. поставить настольную лампу у нулевой отметки. Включить лампу. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Игровая деятельность:
П/и «Солнце и планеты»
Цель: закрепить знания о движении планет вокруг Солнца.
В игре выбираются ведущий «солнце» и 5-6 участников – «планеты». Ведущий становится в центр. Детям говорится что солнце притягивает к себе «планеты». Те «планеты», которые наиболее похожи по характеру на солнце, оно притягивает сильнее и располагаются они ближе. Дальше располагаются те «планеты», которые наименее похожи по характеру с «солнцем». Далее «солнце» расставляет «планеты» в соответствии со сходством и различием характеров. Как только расстановка закончилась, «солнце» становится на свое место и закрывает глаза. «Планеты» в это время встают, так как сами думают. После «солнце» открывает глаза и называет, что изменилось в расположении «планет».
П/и «День - ночь»; «Солнышко и тучка»
Трудовая деятельность: «Огород на окне»
Чтение художественной литературы:
· Чтение пословиц, закличек о солнце.
· Потешка «Солнышко - ведрышко»
· Н. Сладков «Медведь и Солнце»
· К. Чуковский «Краденое солнце»
Продуктивная деятельность:
· Лепка «Солнышко покатилось!»
· Рисование «Солнышко, нарядись!» (Декоративное)
· Аппликация из шерстяных ниток «Пушистое солнышко»
III-IV недели
Тема: «Часы»
Направление исследования человек. Рукотворный мир.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении. Знакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки). Познакомить с историей возникновения часов. Развивать исследовательский интерес, любознательность. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Коммуникативный вид деятельности:
Беседы:
· «Какие часы были давным-давно?»
· «Что мы делаем в разное время суток»
· «Что я знаю о часах »
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. «Песочные и сахарные часы». В пластиковых бутылках (крышках сделать отверстие. Крышки плоскими сторонами склеить скотчем.) Насыпаем сахарный песок в большую бутылку. Соединяем бутылки крышками. Часы получились. Аналогично делаются песочные часы. Сравниваем.
Вывод: Сахарные часы пересыпаются дольше- 5 минут, песочные быстрее – 3 минуты.
Опыт №2. «Водяные часы» разрезать бутылку на 2 части – пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» - резервуар для воды. В крышке нужно сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихонечку выливалась вода. Перевернуть верхнюю часть горлышком вниз, и вставить ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.
Вывод: Водяные часы неудобные, так как в них надо постоянно доливать воду.
Игровая деятельность:
Д/и «Какие часы бывают»; «Дай название часам»; «Поставь стрелку на часах»; «Точное время».
Игра – лото «Детям о времени». Сложи пазлы «Часы»
П/и «Часы пробили ровно час»; «Стрелки»
Сюжетно – ролевые игры: «Часовщик»; «Магазин часов»
Музыкально- творческая деятельность:
Исполнение песни «Тик-так» слова З.Петровой, музыка А. Островского.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Часы» (из соленого теста)
Рисование «Часы»
Июнь
I-II недели
Тема: «Радуга»
Направление исследования: неживая природа. Явление.
Цель: В процессе исследовательской деятельности познакомить детей с атмосферным явлением – радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света). Учить понимать и объяснять смысл образного выражения «радужное настроение». Закрепить цвета спектра их последовательность. Развивать любознательность, память. Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1. Наполнить ванночку водой и поставить на стол. Опустить зеркальце наполовину в воду. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя – окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркальцем. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим? На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
Игровая деятельность:
Д/и «Выложи цвета радуги» , «Собери радугу», «Радужная лесенка» (дети собирают радужную лесенку ведущую вверх).
Игра «Кто быстрее?» (командная игра) Каждый игрок выбирает по одной дуге из «радуги». По команде, бегут первые игроки до ориентиров и кладут свои полоски, передают эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее справится.
Коммуникативная деятельность:
Беседы «Удивительное – радуга зимой», «Радуга ночью»
Продуктивная деятельность:
Рисование, аппликации, лепка на тему «Радуга»
Чтение художественной литературы: А. Введенский «Песенка о дожде», Ф. Тютчев «Радуга»
III-IV недели
Тема: «Муравьи»
Направление исследования: живая природа. Насекомые.
Цель: В процессе познавательно-исследовательской деятельности расширять знания детей об особенностях внешнего вида муравьев; вызвать интерес к окружающему миру. Закрепить желание наблюдать за насекомыми. Формировать представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, насекомые ползают). Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Игровая деятельность:
Д/и «Подбери слово»
Цель: подобрать глаголы к словам (божья коровка - летает, улитка – ползает…)
Д/и «Летает – не летает»
Д/и «Цветок»
Цель: совершенствовать представление детей о насекомых. Перед детьми картинки с изображением насекомых. Воспитатель читает загадку или стихотворение о насекомом. Дети должны отгадать насекомое и рассказать о нем все что знают.
Д/и «Кого не стало?», «Четвертый лишний», «Насекомые-малютки», (паук-паучок, жук-жучок)
Эстафета «Перенеси палочку»
Наблюдение за муравьями
Цель: Уточнить представление о муравьях; их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.
1. Дети наблюдают как муравьи работают, ползают по дорожкам.
2. Взять лупу и рассмотреть муравья.
3. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Чтение художественной литературы:
В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек», И.Крылов «Стрекоза и муравей»,
Л. Толстой «О муравьях», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Продуктивная деятельность:
Рисование, лепка на тему «Муравьи»
Июль
I-II недели
Тема «Лягушка»
Направление исследования: живая природа. Земноводные.
Цель: Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам. Уточнить и расширять представление детей о лягушках как безобидном и полезном в природе существе. Показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни. Воспитывать бережное и уважительное отношение к образу жизни, как к лягушке так и к другим живым организмам.
Экспериментальная деятельность:
Опыт «Как увидеть воздух»
В любом водоеме есть воздух, им дышит водные животные, в том числе и лягушки. На столе стоят стаканы с водой и трубочками. Дети дуют в трубочки и видят много пузырьков воздуха.
Наблюдение за лягушкой.
Какая лягушка по размеру?, Какая у нее кожа?, Что у нее на голове?, Сколько у лягушек ног?, Чем отличаются переднее и задние ноги?, Есть ли у лягушки хвост?, Какие особенности тела помогают ей плавать в воде?, Зачем ей перепонки на пальцах?, Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
Игровая деятельность:
П/И «Лягушки и аист»
П/И «Лягушки в кадушке»
«На старой кадушке
Плясали лягушки.
Зеленые ушки,
Глаза на макушке
Я к ним подошла –
Они в воду бултых
И нечего больше
Сказать мне про них».
У каждой лягушки свое болото. Прыгают возле болота, после слов «бультых», прыгают внутрь обруча. Поймать зазевавшуюся лягушку.
«Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки».
Чтение художественной литературы:
Сказка «Царевна-лягушка», «Теремок».
И.Погодина «Жаба», О. Гаришн «Лягушка – путешественница», Н.Сладков «Жалейкин и лягушенок», В. Бианки «Голубые лягушки»
III-IV недели
Тема: «Телефон»
Направление исследования: Человек. Рукотворный мир.
Цель: В ходе исследования знакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, учитывая мнение партнера. Развивать внимание, воображение, память через познавательную деятельность.
Игровая деятельность
Д/И «Телефон», «Правильный номер»
Детям раздают карточки с номерами 101, 102, 103, на экране появляется картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар и пр, а дети поднимают карточку с соответствующим номером.
Коммуникативный вид деятельности
Беседа «История телефона», «Современные средства связи»
Трудовая деятельность
«Необычный телефон» (дети в парах придумывают и изготавливают свой необычный телефон)
«Телефон – оригами
Художественное творчество:
Рисование, лепка на тему «Телефон»
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Телефон», А. Носов «Телефон»
Август
I-II недели
Тема «Еж»
Направление исследования: живая природа. Животные
Цель: На основе собранной информации расширять знания детей о диких животном –еже. Формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животного, образа его жизни, в природных условиях. Знать как он передвигается и спасается от врагов, как приспосабливается к жизни в зимних условиях. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Развивать любознательность.
Наблюдение за ёжиком
-Чем покрыто туловища ежа?
- Для чего ему нужны иголки?
- Кто его враги?
- Что вы видите на голове ежа?
- Чем питается еж?
- Что он делает зимой?
Чтение художественной литературы
Т.А. Шорыгин « Какие звери в лесу?
И. Соколов-Митков «Ежи»
Ю. Пономарев «Ежонок» сказка
Е. Чарушин «Еж»
К. Чуковский «Ежики смеются»
Художественное творчество
Аппликация, рисование, лепка на тему «Еж»
Трудовая деятельность:
Поделки из природного материала на тему «Еж»
Оригами «Еж»
III-IV недели
Тема «Акула»
Направление исследования: живая природа. Животные
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Продолжать знакомить с морским животным – акулой; ее внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения. Активизировать познавательную деятельность. Воспитывать желание больше узнать о морских обитателях. Развивать любознательность. Закрепить знания о пользе акулы для человека.
Игровая деятельность
Д/И «Собери картинку акулы»
Д/И « Опасные и неопасные акулы»
Д/И «Найди, что общее (дети называют что есть общего между акулами и животным или птицей на картинках)
Д/И «С кем акула дружит?»
Коммуникативный вид деятельности
Беседы «Кого акула боится?»
«Какую пользу акула приносит людям?»
Чтение литературы:
«Большая иллюстративная энциклопедия живой природы»
«Эти удивительные акулы и киты и других обитатели морских глубин» Р. Мэтьюс и К. Крарк
Художественное творчество
Рисование, аппликации, лепка на тему «Акула»
|